При предоставлении выписки из домовой книги с московской регистрацией получите скидку 20%

Компьютерные игры и литература

Князьков Дмитрий Александрович,
учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук
Аннотация. Во все времена литература занимает особое место в жизни людей. В наше время популярностью стали пользоваться компьютерные игры. Такие цифровые продукты (по крайней мере, успешные), как и литература, имеют повествование. В них есть и конфликт, и пейзажи, и диалоги, и персонажи. В некоторых современных играх даже нет большой разницы между игрой и фильмом, кроме того факта, что вы, игрок, должны принимать какие-то решения в сюжете. В последние годы выдвигались аргументы в пользу литературных достоинств кино, но тот же аргумент приводился реже и с меньшим успехом в отношении компьютерных игр. Ниже приведен список видеоигр, которые имеют успех среди пользователей и воспринимаются как литературный жанр.

The Vanishing of Ethan Carter, The Astronauts — возьмите под контроль исследователя паранормальных явлений Пола Просперо, который путешествует по долине Ред-Крик, штат Висконсин, пытаясь раскрыть серию странных смертей в семье Итана Картера. Каждая смерть сопровождается коротким рассказом, написанным Итаном Картером, который предлагает беглый взгляд на жизнь двенадцатилетнего мальчика. Разработчики описывают игру как «повествовательную», поэтому игровой процесс прост: иди или беги, приседай, исследуй предметы. Долина Ред-Крик — это полностью открытый мир (и визуальные эффекты здесь абсолютно потрясающие, использованы детали для образа предметов). Пользователи могут исследовать его на своих собственных предпочтениях, что делает эту игру похожей на «выбери свое собственное приключение», хотя каждый игрок придет к одному и тому же исходу. Вероятно, у игроков будут смешанные чувства по поводу развязки приведённого цифрового произведения, но, как и в любом легендарном произведении великой литературы, заставит удивиться пользователей, задуматься и сделать какие-то философские выводы.

Kentucky Route Zero — победитель конкурса «Выбор разработчиков игр» за лучшее повествование сюжета в 2015 году. Kentucky Route Zero, вероятно, не похож ни на одну игру, в которую вы играли раньше. Как и великие романы Диккенса прошлого, эта игра выпускается серийно, начиная с первого действия в январе 2013 года. В игре нет звукового сопровождения — только текстовые диалоги. Игрок управляет дальнобойщиком Конвеем, который едет по нулевому маршруту, чтобы доставлять товары. Основное внимание в игре уделяется атмосфере (мрачной, сюрреалистичной) и повествованию, из которых у игрока есть некоторый выбор, выбирая диалог Конвея, а иногда и диалоги других персонажей. В отличие от «Исчезновения Итана Картера» здесь нет ни головоломок, ни проблем, которые необходимо преодолеть. Разработчики назвали Габриэля Гарсиа Маркеса и Фланнери О’Коннор оказавшими влияние на формирование их истории.

Fullbright – Gone Home, описанная разработчиками как «видеоигра по исследованию сюжета», представляет собой простое повествование, которое останется с вами надолго после того, как вы закончите её историю. Игроки изучают сюжет с Кейтлин Гринбрайар, 21-летней жительницей Портленда, возвращающейся домой в особняк своей семьи после года, проведенного за границей в 1995 году. Типичной темной и ненастной ночью она обнаруживает, что ее дом пуст, а на входной двери находится загадочное сообщение, и она в панике. Это задает атмосферу всей игры — жуткую и тихую, за исключением случайных раскатов грома. История здесь все же невероятно захватывающая. То, сколько мыслей вы вкладываете в объекты, которые вы находите и исследуете, определяет, насколько они помогут вам разобраться в той или иной ситуации. Gone Home — это освежающий поворот к простоте в мире видеоигр, основанный на реалистичности и прекрасном развитии персонажей, их истории и психологизма.

Dante’s Inferno, что неудивительно, игра основана на первой песне «Божественной комедии» Алигьери. Игроки управляют Данте, в этом цифровом произведении он представлен в образе рыцаря, который путешествует по разным кругам ада, чтобы спасти Беатрис от Люцифера. Игровой процесс в значительной степени сосредоточен на системе комбо-кнопок, поскольку Данте владеет косой и крестом. После того, как враг побежден, у игрока есть выбор: наказать или оправдать его. Игра имела огромный успех: за первый месяц было продано почти полмиллиона копий. Необъяснимым образом игру превращают в фильм производства Warner Bros. Да, верно: будет фильм, основанный на видеоигре, основанной на эпической поэме четырнадцатого века.

Таким образом, литература и компьютерные игры – две сферы, кажущиеся на первый взгляд далекими друг от друга. Одна обращается к воображению и фантазии, другая – к интерактивному взаимодействию и визуальным эффектам. Однако, при ближайшем рассмотрении, можно легко увидеть, что между ними существует глубокая связь. Литература и компьютерные игры тесно переплетаются друг с другом, являясь взаимно вдохновляющими и дополняющими. Обе области умело используют силу слов и истории для передачи эмоций и создания уникальных визуальных миров. Слова и компьютерные графики объединяются, чтобы вместе создать сильное впечатление и оставить незабываемые воспоминания. В результате получается гармоничное сочетание древнего искусства словесности и нового мира интерактивного развлечения.


Используемая литература:
1. Бычкова О.А., Никитина А.В. Жанры интерактивной литературы в аспекте современной культуры и практики видеоигр // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №4 (113).
2. Галкин Дмитрий Владимирович Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования // Гуманитарная информатика. 2007. №3.
3. Янковский А.Н. Игра «квест» как синтез литературных и кинематографических традиций // Культура и искусство. 2018. №9.

Начните учиться в КиберБит!
Оставьте заявку и забронируйте место в классе
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.