При предоставлении выписки из домовой книги с московской регистрацией получите скидку 20%

Геймдизайн в школе: игры для образования или образование для игр?

Екатерина Юрьевна Леонова,
учитель английского языка, кандидат филологических наук
Уже давно в нашем мире был признан образовательный потенциал различного рода игр. Они стали мощным инструментом в образовательных целях. Примером этого может служить настольная стратегическая игра «Кригшпиль», созданная в XIX веке в Пруссии. Она использовалась для тренировки офицеров прусской армии, позволяя им развивать свои стратегические навыки. Также в США в 1970-х годах появилась компьютерная игра «The Oregon Trail», которая стала популярной в рамках школьного курса по истории и социологии. Эта игра позволяла учащимся симулировать путешествие по пути следования мигрантов в Орегон, при этом они могли узнать о исторических событиях и проблемах, с которыми сталкивались эти люди.

Чему нас могут научить компьютерные игры?

Современные видеоигры предлагают еще больше возможностей для интеграции в процесс обучения. Например, компьютерные игры создаются по художественным произведениям. «The Great Gatsby: Classic Adventures» – это игра, основанная на романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Она позволяет игрокам исследовать мир книги, решать головоломки и выполнять задания, связанные с сюжетом и темами произведения. В серии ролевых игр «Ведьмак», основанных на серии фэнтези-романов Анджея Сапковского, игроки погрузятся в мир книги, будут исследовать персонажей и сюжетные линии, а также принимать решения, влияющие на развитие истории.

«The Great Gatsby: Classic Adventures»

Современные видеоигры предлагают еще больше возможностей для интеграции в процесс обучения. Например, компьютерные игры создаются по художественным произведениям. «The Great Gatsby: Classic Adventures» – это игра, основанная на романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Она позволяет игрокам исследовать мир книги, решать головоломки и выполнять задания, связанные с сюжетом и темами произведения. В серии ролевых игр «Ведьмак», основанных на серии фэнтези-романов Анджея Сапковского, игроки погрузятся в мир книги, будут исследовать персонажей и сюжетные линии, а также принимать решения, влияющие на развитие истории.

«Ведьмак»

Многие игры развивают навыки анализа текста, например, «If Found…» – это визуальная новелла, в которой игроки читают историю главной героини, стирая и рисуя на страницах ее дневника, чтобы раскрыть сюжет. Игра «Lost Words: Beyond the Page» – это платформер с элементами головоломок, в котором игроки путешествуют по фантастическому миру, изучая историю и решая задачи, связанные с литературой и словами.

«If found»

«Lost Words: Beyond the Page»

Отдельно стоит сказать про “Minecraft: education edition”. Это специальная версия популярной компьютерной игры Minecraft, разработанная для использования в образовательных целях. Она предлагает учителям и ученикам возможность создавать и исследовать виртуальные миры, которые могут быть связаны с различными предметами и темами учебного плана. Minecraft: Education Edition используется в школах для развития таких навыков, как креативное мышление, сотрудничество, решение проблем и коммуникация. Ученики могут создавать свои собственные строения, экспериментировать с различными материалами и ресурсами, а также работать в команде для достижения общих целей. Одним из основных преимуществ Minecraft: Education Edition является его гибкость и адаптивность к различным предметам и уровням образования. Учителя могут создавать уроки и задания, которые соответствуют конкретным учебным целям и требованиям. Например, в рамках урока по истории ученики могут создавать виртуальные модели исторических сооружений или симулировать исторические события. В целом, Minecraft: Education Edition предоставляет ученикам интерактивную и захватывающую среду, где они могут применять свои знания и навыки на практике. Она способствует активному обучению, стимулирует творческое мышление и развивает коллективное взаимодействие.

Как геймифицировать обучение?

Игры можно подобрать под развитие любых навыков: математики, физики, истории, географии и др. Видеоигры будут стимулировать учеников к активному участию в обучении, поскольку они могут самостоятельно принимать решения, решать задачи и преодолевать препятствия. Как видим, такой подход уже не нов. А что если посмотреть на игру с другой стороны? Не как готовый способ обучения, а как инструмент и для образования, и для творчества, реализации своего креативного потенциала?

Создавая игры, разработчики сталкиваются с большим количеством требований: игры должны и развлекать, и мотивировать, а контент должен быть подобран под возрастные особенности и конкретные образовательные цели. А что если эту задачу тоже адресовать ученикам? Какие образовательным потребностям будет отвечать создание игры?
А.А. Деникин в своей статье об искусстве компьютерных игр рассматривает игру с нескольких точек зрения. Во-первых, это её внешняя форма: визуальная графика, анимация, программная механика и коды. Во-вторых, это геймплей – сам процесс игры, который можно рассматривать как осуществление художественной деятельности. В-третьих, видеоигра может даже рассматриваться как экспериментальная форма создания нового искусства будущего, которое еще не выработало свой художественный язык, но стремится к этому.

И все эти аспекты игры можно включить в процесс обучения. Внешнюю форму создать на уроках информатики, изучая всё от программирования до создания текстур, форм, цвета. Внутренняя форма, геймплей, – это литература, а точнее нарратология – наука о повествовании. А если мы говорим о новой форме искусства, то изучение художественных приемов и особенностей компьютерных игр позволит развить аналитические навыки, критическое мышление, а в дальнейшем создать свой уникальный сюжет компьютерной игры.

Что улучшают компьютерные игры?

Посмотрев на игру таким образом, можно извлечь гораздо больше пользы: расширить область применения игр на уроке (не довольствоваться тем, что есть, а использовать игры при любой необходимости), мотивировать на изучение других предметных областей сферы IT, не только программирования или киберспорта, например.

Создание компьютерных игр в школе также соответствует практической направленности школьного образования, на отсутствие которой жалуются некоторые родители. Они считают, что знания, полученные в школе, очень далеки от реальности, не помогают в дальнейшей жизни. Здесь же, создавая компьютерные игры, школьники сразу находят применение многим с первого взгляда вторичным и теоретическим предметам, но кроме того – осваивают востребованную высокооплачиваемую профессию.

Таким образом, несмотря на многолетнюю историю использования игр в образовании, современные технологии позволяют посмотреть на этот аспект обучения с новой точки зрения. Геймдизайн становится не просто инструментом в руках профессионалов, но и сам становится подвластен ученикам, мотивируя их к обучению и помогая им осваивать профессию будущего.


Используемая литература:
1. GameMaker. “Why Bring Video-Game Development to Education?” Schools Week, 27 Mar. 2023, schoolsweek.co.uk/why-bring-video-game-development-to-education/
2. Деникин А. А. Искусство и дизайн в компьютерных видеоиграх // Наука телевидения. 2010. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-i-dizayn-v-kompyuternyh-videoigrah (дата обращения: 30.06.2023).
3. Шпаковский Ю. Ф., Данилюк М. Д. Видеоигры в процессе образования // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2018. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videoigry-v-protsesse-obrazovaniya (дата обращения: 30.06.2023).

Начните учиться в КиберБит!
Оставьте заявку и забронируйте место в классе
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.