При предоставлении выписки из домовой книги с московской регистрацией получите скидку 20%

Искусственный интеллект в образовании: добро или зло?

Леонова
Екатерина Юрьевна,
учитель английского языка, кандидат филологических наук
Статья рассматривает потенциальные возможности искусственного интеллекта в сфере образования. Приводятся доводы о том, что ИИ может стать инструментом в развитии критического мышления студентов, стать средством повышения мотивации к обучению и способом повышения креативности. Приводятся преимущества работы с ИИ для преподавателей.

Искусственный интеллект (ИИ) проделал огромный путь развития, превратившись из научно-фантастического предмета в реальность, которая уже внедряется в различные сферы нашей жизни. Однако, вопросы, связанные с будущим искусственного интеллекта, по-прежнему вызывают оживленные дискуссии и дебаты. В данной статье рассмотрим, какие есть минусы и плюсы от использования ИИ в образовании. Можно ли использовать новые технологии на благо ученикам или мы обречены на обесценивание образования и деградацию?

Один из выдающихся интеллектуалов нашего времени, лингвист Ноам Хомски, высказал свое мнение на эту тему в статье, опубликованной в The New York Times. Хомски поднимает вопрос о будущем искусственного интеллекта, высказывая свои опасения и настороженность по отношению к его развитию. Он отмечает, что, хотя достижения в области ИИ впечатляющи, у них есть свои ограничения и проблемы, которые необходимо учитывать.
 

Что может делать искусственный интеллект в обучении?

По мнению Хомски, современные системы искусственного интеллекта, включая разговорные модели, такие как ChatGPT, обладают ограниченной способностью понимать контекст и смысл. Они могут генерировать убедительные ответы на основе доступной информации, хотя интересно, что до сих пор допускаются ошибки в базовых математических задачах. Однако ИИ не обладает глубоким пониманием, характерным для человеческого разума. Это ограничение может вызывать проблемы, особенно в случаях, когда точность и надежность информации имеют решающее значение.
 

Что может дать искусственный интеллект в обучении уже сейчас?

Именно с этими несовершенствами ИИ и связан его образовательный потенциал. Поскольку не стоит полагаться полностью на все ответы, данные ИИ, это становится поводом продолжать развивать критическое мышление и собственные знания. Сами ответы, данные ИИ, можно анализировать с точки зрения стиля (если мы говорим о языках), а также учиться видеть смысловые связи и верифицировать информацию (если мы говорим о естественных науках или истории). Таким образом, если мы не будем бежать от новых технологий, а, наоборот, оценим все плюсы и минусы, научим студентов видеть их, то получим еще один инструмент для работы.

Креативность тоже является интеллектуальной способностью, которую можно развивать с помощью ИИ без ущерба образованию. Чат-бот может сгенерировать план по заданной теме, помочь написать хоть что-то, что впоследствии можно будет улучшать. Так можно побороть «боязнь чистого листа». Для этого, однако, нужно уметь формулировать запрос правильно – это важная способность человеческого интеллекта к рефлексии, где ИИ не поможет.

 

Для чего используется ИИ в образовательном пространстве?

Большой потенциал ИИ таит и для преподавателя: создание уникальных заданий под нужды студента, увеличение скорости проверки по критериям, более подробный и справедливый фидбэк, а значит возможность давать больше творческих заданий. ИИ может стать незаменимым помощником при анализе студенческих работ, выявлении типичных ошибок.

Таким образом, несмотря на беспокойство по поводу ограничений, этических соображений и прозрачности систем, ИИ побуждают нас задуматься о потенциальных рисках и проблемах. Решая эти проблемы и применяя ответственный подход к развитию ИИ, мы можем сформировать будущее, в котором искусственный интеллект будет служить инструментом для расширения человеческих возможностей и внесения вклада в улучшение общества.

Нельзя не признать потенциальные преимущества ИИ при правильном использовании. ИИ можно использовать для повышения креативности студентов, их навыков критического мышления для решения сложных проблем и для продвижения научной мысли. Однако для достижения этих преимуществ требуется ответственная разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта. Отсюда можем сделать вывод, насколько перспективной может стать работа в сфере программирования.


Используемая литература:
1. Chomsky, Noam. “Opinion | Noam Chomsky: The False Promise of ChatGPT.” The New York Times, 8 Mar. 2023, www.nytimes.com/2023/03/08/opinion/noam-chomsky-chatgpt-ai.html.
2. Terwiesch C. Would Chat GPT Get a Wharton MBA? A Prediction Based on Its Performance in the Operations Management Course / Mack Institute for Innovation Management at the Wharton School, University of Pennsylvania, 2023. https://mackinstitute.wharton.upenn.edu/wp-content/uploads/2023/01/ Christian-Terwiesch-Chat-GTP-1.24.pdf
3. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Gедагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-chatgpt-dlya-razvitiya-kognitivnoy-aktivnosti-studentov (дата обращения: 30.06.2023).

Начните учиться в КиберБит!
Оставьте заявку и забронируйте место в классе
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.