При предоставлении выписки из домовой книги с московской регистрацией получите скидку 20%

Применение геймификации в реальной жизни

Леонова Екатерина Юрьевна,
учитель английского языка, кандидат филологических наук
В настоящей статье объясняются основные принципы действия геймификации, обосновывается применение игровых механик в различных профессиональных сферах: образовании, корпоративной культуре, маркетинге.

В одной из статей мы говорили о том, как применяются, и какое будущее стоит за играми в образовании. Оказывается, игровые механики (геймификация) применяются и в реальной жизни, позитивно влияя на прогресс человека в разных сферах. Как это работает, и в чем преимущества знания игровых механик?

Что такое геймификация простыми словами?

Геймификация – это довольно молодой термин, вошедший в употребление в конце 2000-х гг., а в России начавший набирать популярность в 2010-х. Суть геймификации – использование игровых элементов и принципов в неигровых сферах деятельности для мотивации, обучения и улучшения вовлеченности пользователей. Какие сферы деятельности можно назвать неигровыми и где уже внедряется этот принцип? Геймификация работает в сфере здоровья, воспитания, образования, маркетинга, в управлении персоналом. Она особенно набирает популярность в последние годы, поскольку все больше компаний и организаций начали применять её концепцию для достижения различных целей.

Как всё работает? За геймификацией стоит идея того, что человек по своей природе стремится к достижению определенных целей и получению награды за свои усилия. В играх эти цели и награды представлены в виде задач, достижений, уровней и бонусов. Геймификация использует эти же принципы для стимулирования пользователя в неигровых ситуациях. Наукой доказано, что именно внутренняя мотивация способствует большей вовлеченности, т.е. когда надо что-то сделать не потому что есть дедлайн или другие внешние условия и ограничения, а когда есть удовольствие от самого процесса.

Различают геймификацию и бейджификацию. Если последняя применяет простые стимулы (баллы, бейджи, рейтинги), геймификация – более сложный, постоянно обновляющийся инструмент – ведь важно не только продумать систему наград, но и сделать её оригинальной, чтобы у пользователя это вызывало интерес.

Геймификация отличается от игровых технологий тем, что она не превращает реальность в игру, а использует игровые механики для улучшения взаимодействия человека с реальностью. В отличие от игры, геймификация оставляет нас в реальном мире с его проблемами и задачами. При геймификации главным приоритетом является реальная деятельность, которая становится игровой для достижения более эффективных результатов.

Какие бывают игровые механики? О.П. Мерзлякова на примере сферы образования выделяет следующие:

Интересно, что применение геймификации не только больше мотивирует, но и помогает развивать разные навыки, такие как критическое, стратегическое, интуитивное, логическое и аналитическое мышление.

Где используется геймификация?

В корпоративной культуре на основе принципов геймификации кандидатам предлагается участвовать в различных игровых ситуациях, чтобы оценить их мотивацию и способность принимать решения. Также геймификация используется для вовлечения сотрудников в корпоративную культуру через проведение игр, соревнований и конкурсов. Например, компания может использовать браслеты для отслеживания активности сотрудников и поощрять их за достижение определенных целей. Геймификация также может быть применена в системе мотивации персонала, используя рейтинги, награды и баллы за хорошие результаты работы.

Кроме того, геймификация может быть использована в маркетинге и бизнесе. Компании могут создавать игровые приложения или конкурсы, чтобы привлечь внимание клиентов и поощрять их взаимодействие с брендом. Такие активности могут улучшить вовлеченность клиентов и повысить их лояльность. Как понять, какую механику применить? Для этого следует изучить психологию, поскольку для каждого типа личности подойдёт своя механика.

Как можно заметить, потребность в геймификации распространяется далеко за пределы компьютерных игр и становится востребованным навыком в различных профессиональных сферах, совмещая в себе знания отдельного ответвления геймдизайна и психологии. Эффективное применение геймификации – это работа с человеческим поведением и работа с языком игр.

Чем полезна геймификация?

Исследователь из МГУ Александр Ветушинский провел своё исследование на тему пользы и вреда геймификации. Среди отрицательных качеств называется точка зрения на геймификацию как новое средство эксплуатации и манипуляции. Тут нельзя согласиться полностью. Как в компьютерных играх, так и в реальной жизни мы понимаем, что набранные баллы и первое место в рейтинге не принесет нам никакой ощутимой прибыли. Тем не менее, это не мешает продолжать получать удовольствие от данного факта. Мы как бы рады обманываться. Так почему не использовать это качество человека ему же на благо? Кроме того, даже если мы не говорим об играх, мы часто сознательно стараемся обмануть свой мозг, чтобы добиться того или иного результата.

Несмотря на множество приведенных положительных качеств, в России геймификации еще только развивается и не применяется во всех возможных сферах. Тем не менее, как книги, так и отдельные школы программирования, и даже курсы высших учебных заведений (ВШЭ), уже включают данный предмет в свои программы. Считается, что многому можно научиться и практическим путём, т.е. просто играя в игры самому.
Таким образом, следует признать, что геймификация давно вышла за рамки компьютерных игр. Это многообещающий инструмент, который способен увеличить продуктивность, повысить мотивацию и способствовать большей вовлеченности человека в различных сферах жизни. И будущее за теми, кто сможет умело внедрить игровые механики в своей области.


Используемая литература:
1. Ветушинский А. С. Больше, чем просто средство: новый подход к пониманию геймификации // Социология власти. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshe-chem-prosto-sredstvo-novyy-podhod-k-ponimaniyu-geymifikatsii (дата обращения: 06.07.2023).
2. Мерзлякова О.П. Геймификация образовательного процесса как инструмент развития мышления школьников // Ученые записки ОГУ. Серия: 3. Гуманитарные и социальные науки. 2021. №3 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-instrument-razvitiya-myshleniya-shkolnikov (дата обращения: 06.07.2023).
3. Маркина В. Жизнь как игра: геймификация и игровые механики // Постнаука. 2022. URL: https://postnauka.ru/longreads/157177 (дата обращения: 06.07.2023).

Начните учиться в КиберБит!
Оставьте заявку и забронируйте место в классе
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.