При предоставлении выписки из домовой книги с московской регистрацией получите скидку 20%

Ребенок проводит свободное время за компьютерными играми. Бить ли тревогу

Александр Кондаков
Сколько часов в день допустимо проводить за компьютерными играми? Действительно ли это бесполезное занятие, как считают многие родители? И кем может стать геймер? Рассказывает Александр Кондаков, гендиректор компании «Мобильное Электронное Образование».

Многие родители всерьез беспокоятся, видя своих детей за игрой в DOTA 2, CS: GO, Heartstone и другие. Тем не менее киберспорт уже признан профессиональным интеллектуальным видом спорта — наравне с шахматами. Сегодня на международной арене выступают около 4 тыс. российских киберигроков, а призовые фонды иногда составляют миллионы рублей. Благодаря официальному статусу киберспорта в российских школах и организациях дополнительного образования детей вводятся предметы, связанные с компьютерными играми. Тем не менее мифов вокруг киберспорта сложилось немало — попытаемся разобраться, справедливы ли они.

Миф № 1. Киберспорт — бесцельная и пустая трата времени

В 2019 году ВЦИОМ проводил опрос, который выявил, что значительная часть россиян (58%) считают онлайн-игры бесполезной тратой свободного времени. Однако ученые думают иначе.

Группа ученых из Нидерландов, Швеции и Германии в 2022 году изучила, как экранное время воздействует на детский интеллект. В эксперименте приняли участие почти 10 тыс. детей в возрасте 9–10 лет. Через несколько лет исследований выяснилось: дети, которые играют чаще остальных и проводят хотя бы около часа в день за видеоиграми, имеют более высокий (на 2,5 балла выше) уровень IQ по сравнению со сверстниками.

Зрительно-моторная координация и способность пространственного ориентирования у юных геймеров тоже улучшаются — правда, так влияют на детский мозг не все игры, а только экшены. Команда ученых из Рочестерского университета провела любопытное исследование: они сопоставили когнитивные функции ребят, которые предпочитают шутеры типа Call of Duty, и тех, кто увлекается другими, более спокойными играми, такими как The Sims. Подросткам отвели время на решение задач, которые были связаны с идентификацией различных образов на экране. В итоге любители экшенов справились с тестом намного быстрее сверстников, которые увлекаются менее активными играми.

Добавьте ко всем этим преимуществам многозадачность, когда во время игры нужно быстро принять правильное решение, успеть переговорить с командой и, возможно, даже перекинуться парой фраз с родителями, которые, как всегда, не вовремя зовут обедать.

Помимо нескольких очевидных плюсов для развития исследователи отмечают и еще один важный пункт: игры помогают выработать навык самостоятельного и быстрого принятия решений. Причем последствия этих решений подросток видит практически сразу и в относительно безопасной среде.

В чем еще польза компьютерных игр для увлеченных геймеров? Это:
улучшение моторики;
умение находить новые решения — даже там, где уже все известно;
совершенствование компьютерной грамотности;
развитие фантазии, внимательности и памяти, гибкости мышления, логики.

Минусы, конечно, тоже есть. Среди них — малоподвижный образ жизни, высокие цены на сами игры, банальное привыкание… Но подождите бить тревогу.

Миф № 2. Киберспорт причиняет вред здоровью

Игра — это психологическая разрядка, которая в современном мире необходима каждому. Играть свойственно не только детям — взрослые тоже не прочь снять напряжение и увлекательно провести досуг. Недаром же существует шутка о том, что в наше время отдых и работа различаются лишь программами, которые открыты на компьютере.
Кстати, исследования поколений, которые еще в 1991 году проводили ученые Уильям Штраус и Нил Хоув, с течением времени помогли выявить интересные результаты. Поколение миллениалов, то есть тех, кто родился с 1985 по 1999 год, практически выросло на приставках и видеоиграх. Получается, что люди, которые в своем детстве хотя бы несколько раз пробовали сесть за компьютерную игру, уже сами стали родителями. А значит, им легче понять современные увлечения собственных детей — проще наладить контакт.

Сегодня проблема с видеоиграми во многом связана с тем, что в семьях не сформировано грамотное отношение к цифровой гигиене. Все очень банально: если вы сами часами проводите время за смартфоном, то и ваш ребенок будет это делать. Так что избитый термин из мира психологии и педагогики «сначала наденьте маску на себя, а потом на ребенка», приходится очень к слову.

Существуют и «профессиональные» болезни геймеров — сколиоз, в перспективе — остеохондроз, варикоз, нарушения сна и тревожные расстройства. Все это — от гиподинамии, сидячего образа жизни и постоянной сосредоточенности на мониторе.

Задумайтесь над тем, как организовано рабочее место ребенка. Обеспечьте ему комфорт, подобрав эргономичную мебель, правильную клавиатуру и мышь. Следите за тем, чтобы расстояние до глаз ребенка было оптимальным. Можно купить специальные очки для работы за компьютером, линзы которых содержат цветовые фильтры, помогающие снизить зрительную нагрузку.

Сколько времени можно проводить в игре? Есть простая схема:
два часа в день с перерывами каждые полчаса — для ребят старшей школы;
полтора часа в день по такому же расписанию — для младшеклассников.

Если не можете оттащить ребенка от монитора и всерьез обеспокоены его здоровьем, попробуйте вместе с ним запустить танцевальный симулятор Just Dance. Он позволяет детям и взрослым активно двигаться под популярные хиты, используя растяжку, гибкость и пластику тела с целью «перетанцевать» своего оппонента и заработать как можно больше баллов.

Миф № 3. В играх ребенок уходит в себя и замыкается от общества

Если ребенок действительно уходит с головой в онлайн-игры и замыкается в себе, то родителям пора задуматься, от каких проблем в реальной жизни он пытается сбежать. Здесь очень важно проявить деликатность и внимание к ребенку, чтобы не спугнуть и вовремя помочь. Возможно, пора обратиться к психологу.

А если ситуация не так катастрофична, но вы уже всерьез задумываетесь о том, как социализировать ребенка, попробуйте взять в союзники школьных преподавателей: может быть, в рамках межпредметного взаимодействия они смогут рассказать ребятам об интересных играх, в которых можно обучаться, развлекаясь. Многие современные педагоги уже поняли, что компьютерные игры стали неотъемлемой частью досуга школьников — так почему бы не превратить очередной таймкиллер в доброго и умного помощника?

Некоторые школы вводят курсы основ игровой психологии, организуют командную работу над различными проектами — это и создание игр или приложений, и программирование, и даже прохождение миссий в разных играх. Педагоги по информатике проводят турниры для ребят и даже их родителей.

В качестве дополнительного образования ребятам можно предложить курсы, которые будут развивать их в разных направлениях, связанных с киберспортивной индустрией: стримерство, комментаторство (оттачивание навыков спортивного дискурса), актерское мастерство (улучшение навыков устной речи, поведения в обществе).

Миф № 4. Дети забрасывают учебу и с головой уходят в игры

Любопытный и неожиданный факт: игроки, участвующие в киберспортивных программах, проявляют больший интерес к предметам STEM (наука, техника, инженерия, математика) и имеют более высокий средний балл. А 14 тыс. старшеклассников-игроманов, которые участвовали в одном из экспериментов зарубежных ученых, показали более высокие результаты в чтении и математике.

В 2016 году разработчики знаменитой игры Minecraft даже зарелизили новую версию Minecraft: Education Edition, помогающую освоить некоторые школьные предметы. Это стало целой вехой в таком направлении, как game-based learning, то есть обучении, основанном на игре. Словом, компетенции, полученные в компьютерных играх, могут оказаться полезными в школьных предметах. Вот несколько простых примеров и доказательств.

Изобразительное искусство и музыка

Игры вдохновляют на создание комиксов, персонажей, игровых локаций (арены, сюжетные линии, карты). По моим собственным наблюдениям, ребята часто воодушевляются идеями создания и аранжировки треков для компьютерных игр. Здесь польза очевидна, ведь дети учатся пользоваться приложениями и программами, которые напрямую связаны с оформлением звуковых дорожек и музыкальных композиций. Перспективы для будущей профессии можно разглядеть невооруженным глазом.

История

С помощью того же Minecraft школьники в других странах учатся строить города разных исторических эпох. Исторические факты и события часто используются в играх, посвященных военной тематике. А еще знание истории позволяет детям более детально разобраться в наименованиях старинных инструментов домашнего обихода, оружия, нарядов, которые используются в играх. Как следствие, дети начинают интересоваться школьным предметом.

Математика

Точные расчеты в компьютерных играх позволяют всем участникам думать иначе. Вот один из примеров: видеоголоволомка Human Resource Machine помогает прокачать знания в построении алгоритмов и математических вычислениях. С их помощью игроки проводят аналитику соревнований, более детально погружаются в теорию киберпоединков, просчитывают системные ходы, чтобы выбрать верное действие в той или иной игровой ситуации. В последнее время в школьных проверочных работах и олимпиадных заданиях появляются вопросы, связанные с компьютерными играми. А значит, дети, которые интересуются кибериндустрией, априори лучше с ними справляются.

Информатика

Бывает и так, что подростки настолько вдохновляются геймерской тематикой, что мечтают создать собственный игровой мир. Создание компьютерных игр или приложений невозможно без знания информатики, а значит, ребенок начинает всерьез прокачивать свои навыки по этому предмету. Знание искусственных языков позволяет прописать программный код игры, создать полезные и развлекательные разработки.

Есть даже отдельные игры, посвященные обучению программированию. Старая, но полезная и увлекательная Colobot, где с помощью языков программирования нужно создавать ботов. Или довольно современная Bitburner, которая помогает начать писать на JavaScript. А в Robocode невозможно перейти на новый уровень, пока не напишешь правильный код на языках Java, Scala и C#.

Миф № 5. У геймеров нет будущего в профессии

Известный специалист в области игрофикации в интернете Гейб Цихерманн во время одного из своих выступлений формата TED talks рассказал, что ему удалось превратить любовь к играм в профессию:

«Сначала я работал на конференции разработчиков игр, помогал открыть первую цифровую дистрибьюторскую компанию Trymedia, и вот сейчас я веду блог по геймификации. Я автор двух книг на тему геймификации, председатель Саммита геймификации, где мы обсуждаем все связанные с играми вопросы».
Цихерманн признался, что воплотил мечту многих родителей подростков о том, чтобы превратить сидячий образ жизни игромана в реальную карьеру и зарабатывать хорошие деньги.

Таких примеров по миру немало. Сегодня во многих вузах открываются кафедры, связанные с кибердисциплинами. Есть, например, направление по изучению защиты прав интеллектуальной собственности в киберспорте. А еще игрок может применить свои навыки и умения в работе, где эта индустрия занимает важное место: разработчик компьютерных игр или приложений, продюсер, сценарист, журналист, юрист, геймдизайнер, 2D- и 3D-художник, менеджер киберспортивного клуба, психолог, комментатор, стример, программист, аудиоинженер, тестировщик, профессиональный киберспортсмен.

Те, кто не добьется выдающихся результатов в игровых дисциплинах, просто получат возможность развить компетенции, необходимые в современном и динамичном мире меняющихся профессий.

Миф № 6. В нашей стране нет специалистов кибериндустрии

В начале нулевых Россия первой признала турниры по компьютерным играм настоящим спортом. Правда, через несколько лет киберспортивная индустрия потеряла этот статус, но в 2016 году снова его обрела. Есть Федерация компьютерного спорта России, которая проводит и регулирует события, связанные с киберспортом.

Согласно исследованиям компании PwC, в 2018 году российская кибериндустрия оказалась лидером по объему инвестиций. Специалисты утверждают, что уже через 10–15 лет киберспорт займет место традиционного спорта — такого, скажем, как футбол или баскетбол. Очевидно, что популярность этого направления в России растет с каждым годом, а значит, появляются новые возможности и перспективы для молодежи. В гейм-индустрии требуются специалисты по разработке ПО для киберклубов и стриминг-платформ, а еще те, кто сможет проектировать специальные расширения к известным и широко используемым мессенджерам и соцсетям.

Уже сейчас удачных российских примеров реализованных проектов в сфере киберспорта немало: это и виртуальные помощники для прокачивания навыков в играх, и тренажеры, и обучающие платформы, и различные маркетинговые, рекламные решения.

Совет напоследок: не пытайтесь насильно «оторвать» ребенка от экрана монитора. Не обрушивайтесь на него с критикой и наказаниями. Помните, что результат такого подхода — психологически травмированный в будущем человек. Погрузитесь в мир подростка или хотя бы попробуйте. Проявите искреннюю заинтересованность, попросите показать что-то интересное, пересказать сюжет или миссию игры. Для чего это нужно? Во-первых, чтобы сблизиться с ребенком. Во-вторых, чтобы дать ему понять, что вам не все равно, как он проводит свое свободное время. А в-третьих, чтобы просто быть в тренде. Ведь настало время, когда взрослым есть чему поучиться у детей.


Источник:

Автор: Александр Кондаков
Источник: РБК, 02.05.2023
Перейти к источнику

Начните учиться в КиберБит!
Оставьте заявку и забронируйте место в классе
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.